Увидеть Эльтон и умереть. Ой, замереть.

1. Вот уже второй год я стараюсь осматривать не только заморские, но и свои красоты. Российские, разумеется.
В 2016 я была на магическом Алтае, энергетика которого настолько сильна, что может поменять сознание человека. В 2017 вас ждут красивые фотографии с российских космических озер.

Летом я решила, что в этом году у меня было достаточно стандартных пунктов назначения. Значит, нужны не стандартные. И такие, чтоб аж мурашки по коже. И не далеко, чтоб на несколько дней.

Когда в очередной раз я мучила одного хорошего человека, как сказочно в Боливии и какой там потрясающий солончак Уюни, как сильно я туда хочу, но как это далеко, он интеллигентно дал мне почувствовать мою географическую неосведомленность и незнание родного края. Вопросом: "А ты знаешь, что в России есть озеро, которое почти точь-в-точь, как Уюни?". Откуда мне знать...

Уюни далеко. Подождет.  Эльтон близко. Надо ехать. А заодно - на соленое озеро Баскунчак неподалеку.
Как ни странно (а это очень странно для таких мест) - хорошая компания собралась сама собой.

2.  Эльтон не просто потрясающе красивое соленое озеро. Это безмятежность. Умиротворение. Невесомость.  Кажется, еще чуть-чуть, и ты, подобно космонавту в космосе, будешь витать в этой невесомости.

Здесь время останавливается. Все замирает: кристаллы соли, рапа, солнце, даже гул степного ветра.  Здесь нет людей, суеты и даже жизни.

Эльтон не меняет сознание и не стирает память, как Алтай, но создаёт душевную тишину. Уютную тёплую тишину, свободную. Эльтон и выглядит свободным. И своенравным. Вовсе не покладистым, как пресные озера. Это ты понимаешь с первого взгляда. По пути до Эльтона степи: желтая трава, залитая мягким утренним светом, редкие зеленые деревья, одиноко растущие в полях. Ближе к озеру приятные краски сменяет черный цвет, оставшийся после природных августовских пожаров. Опустошенность и беспомощность. Потом снова выжившая степь. И где-то вдали простирается белое поле, которое на солнце переливается бирюзой. Как будто ты попал куда-то в другое время года, и там все укутано снегом. Тот самый своенравный Эльтон, а вместе с ним - мороз по коже и восхищение.

На Эльтоне такие красивые и мистические закаты. Они влюбляют в себя. И даже если ты соберешься уйти в разгар этой красоты, не получится.  Каждые 10 секунд одна потрясающая картина сменяет другую. И ты, как прикованный, сворачиваешь шею, чтобы ничего не пропустить.

Баскунчак – озеро совсем другое.  Здесь, в сравнении с Эльтоном, «бурлит» жизнь. Хотя и в замедленном темпе. Идет неспешная и неслышная добыча соли. Плавают, а точнее, просто лежат на поверхности воды туристы. Самые отважные, которые не поленились сюда добраться через все еще бушующие в начале осени пожары в степи. И даже чайки отупленно сидят на кристаллах и высматривают добычу. А, может, просто загорают под палящим солнцем.

Из-за железистых минералов вода в озере медно-бурово цвета. Глубина рапы – около полуметра, хотя в сезон дождей может достигать и метра. Поэтому «кровавость» воды насыщенная. И на контрасте с соляным ковром суши и желтоватой горой Большое Богдо на заднем плане Баскунчак смотрится маленьким Марсом. Таким же загадочным и непостижимым.

Хотя с такой же марсианской красно-бурой горы Богдо Баскунчак кажется снежным ковром. Куда девается краснота воды, когда смотришь с высоты, не понятно. С Богдо озеро выглядит необъятным. Ты видишь только начало. Потом – ни конца, ни края.  А дальше начинается закат, и снова тысячи ярких красок, сменяющих друг друга, - только и успевай сворачивать шею.

Путешествие на озера закончилось молниеносно, только успев начаться. Отчасти от того, что много времени пришлось провести в пути. Билеты Москва-Волгоград-Москва, на слух не предвещающие ничего особенного, оказались самыми особенными, а поездка  - насыщенной и за этот год, пожалуй, пока самой запоминающейся.

 

3. Друзья, а я все-таки верю, что среди вас найдутся отважные путешественники, которые возьмут да и поедут навстречу степному ветру, чтобы посмотреть на эту красоту своими глазами. А потом доставать всех своими восторженными рассказами. Как делаю я. Но прежде нужно подготовиться.

Все гадости, которые я сейчас напишу, не должны вас отпугнуть. Та красота точно стоит этих мелочей.

Машина и дороги. Это мой любимый пункт. Потому что машины я люблю, а волгоградские дороги их не любят и жаждут их  быстрой смерти.  Когда до поездки я читала отзывы людей, рассказывавших про потерянные колеса на дорогах, не понимала: как на асфальте можно потерять колесо. Не было печали, просто пришло время путешествия.

Представьте себе огромную моль-монстра. А лучше бойцовский клуб молей-монстров. Вот они, похоже, сожрали все дороги в тех краях. Иначе я просто не знаю, как объяснить то,  что участок дороги от Волгограда до Эльтона, по которому можно ехать нормально, максимум 20%  от общей дороги. А так там большой выбор дорог: дорога- наполовину грунтовка. Это когда ты едешь вроде по асфальту, но щеки твои трясутся в разные стороны. Зато тело, конечно, массируется. Это плюс. Но получать удовольствие от массажа в полной мере ты не можешь, потому что очень переживаешь за здоровье машины и постоянно ждешь, что в лобовое стекло прилетит камень, коих там сотни прямо на полосе. Дорога-заплатка. Вроде бы все ничего, да? Подумаешь, заплатка. Но почему нельзя наложить заплатку ровно, я так и не поняла, сколько проехала. В итоге все равно массаж и беспокойство за машину. Дорога-еда: это как раз то, что осталось после налета бойцовского клуба моли. То есть едешь ты, а слева полосы раз  - выбоина глубиной 7 см и диаметром 50 см (на глаз, конечно). Через 5 метров в центре два, - выбоина глубиной 10 см и диаметром 30 см. И еще через 2 метра уже справа полосы три – выбоина 15 см и диаметром 20 см. И я бы рада преувеличить, но нет.  И ты постоянно виляешь, чтобы не попасть в эти ямы. И дорога такая увлекательная вдруг становится! Ощущаешь себя супергероем, который спасает человечество. А всего-то стараешься не остаться без колеса и без машины. Дорога-убийца. Она-то самая страшная. Потому что ты нифига не понимаешь, пока не подъедешь вплотную, заплатка там или выбоина. И то, и то – абсолютно одинаково смотрится на расстоянии. И влететь в яму, когда ты думаешь, что это заплатка, проще простого. И чем ближе к озерам, тем дорога хуже. Без сюрпризов. Моя скоростная история, начавшись со 140 км в час, увядала на глазах до городской скорости.

Поэтому, друзья: едете на озера, берите в аренду внедорожник. Я озаботилась вопросом аренды очень поздно, как всегда. И единственный доступный внедорожник оказался в итоге не доступным. Из всего, что оставалось, я решилась на маленький Форд, седан. Я с детства верю, что машины все слышат и чувствуют. Поэтому, как любую арендованную машину, я полюбила малыша всей душой, и старалась оберегать, как родного. Наверное, поэтому он, откатав за 3 полных дня 1200км по таким дорогам, прослужил верой и правдой и ни разу не подвел. Хотя по грунтовке к Богдо, пусть и на скорости 20 км в час он, бедненький, исстрадался, задевая днищем засохшие глыбы земли. Таких сумасшедших туристов там было только 2 машины вместе с нами. Остальные адекватные, подготовились. Приехали на внедорожниках.

Если же у вас, друзья мои, возникнут светлые мысли поехать в эти  поистине красивые места на своей машине, знайте: мысли эти черные. Бегите от них.

Граница.  Эльтон находится на пограничной с Казахстаном территории. За несколько дней до поездки (ну, по-человечески, заранее, планировать – это так тяжело) встал вопрос: а как туда вообще ехать? Сколько всего в интернете вычитано – так и не поняла. Кто-то пишет, что у УФСБ по Волгоградской обл нужно пропуск заказывать, кто-то говорит не нужно. Позвонила сама. Пропуск нужен. В идеале. Делают его за 30 дней за поездки. Если слезно попросить – оперативно за 10 дней. Как я слезно ни просила – за 5 дней до поездки они сделать его не могли. Без пропуска вы можете доехать из Волгограда до Эльтона транзитом. Самое интересное – путь с Эльтона до Баскунчака. Есть короткая дорога – напрямую.  Длинная – обратно почти до самого Волгограда снова транзитом и новой дорогой на Баскунчак. Без пропуска ваш вариант второй. С пропуском – можно поехать первым путем. Но тут встает вопрос: насколько вам жаль машину. Потому как ехать придется по… как ее зовут?!  ГРУН-татататататата! ТОВ-тататататата! КА-татататататата! ГРУН-ТОВ-КА! Судя по отзывам людей, это умышленное убийство машины.

И еще: если вы выбираете долгий путь, ни в коем случае не введитесь на интернет-сказки про канистру! Она ни к чему. Заправки там, конечно, гости не частые, но перебежками хватит. Наша канистра была куплена, страшно сказать, за 2800… После интернет-страшилок по пути к Эльтону. И не пригодилась. Даже с учетом того, что в последний день, улыбаясь, ее удалось продать хозяину автомойки в Волгограде за 500 руб (это была лучшая сделка в жизни), деньги потеряны.

Обувь. С собой обязательно нужно брать обувь, которую не жалко оставить в мусорке. Как бы вы ни хотели, рапа, соль и лечебная грязь сделают свое дело, и ваша обувь отправится в мусорку в любом случае. Босиком там тоже не походите, если, конечно, вы не пираты с деревянными ногами. Кристаллы соли позаботятся об этом.

Цивилизация. С этим пунктом все понятно: ее там просто нет. Нет цивилизации – нет проблем. МТС на Эльтоне не ловит вообще.  На Баскунчаке ловит местами. В тех краях нет клубов и супермаркетов. А еще общественных туалетов, больниц и аптек. И это классно, потому что когда нет ничего, не о чем беспокоиться. Хотя все-таки в обоих поселениях есть по 1-2 маленьких деревенских магазинчика. На машине доехать без проблем.  Когда тепло, можно и прогуляться.  А можно с собой еду привезти.

Жилье. Выбор не велик и сужается до съема деревенских домиков у местных. То есть настоящий деревянный деревенский дом: с запахом сырости и узорчатыми шкафами. Только без печи. И, кстати, на удивление, с туалетом внутри и микроволновками. Мне, как счастливому обладателю десятков фобий, признающему только свою кровать, свою кухню, свою ванну, приходилось вести с собой переговоры. Мол: «Оль, ты ж знала, куда едешь. Ночку там, ночку здесь…Все нормально. О! А, может, лучше в машине пожить? Оль, ну чего ты, в самом деле, опять начинаешь?..» По приезду домой первым делом начинала обниматься со всей мебелью. А утром проснулась в своей кровати, и такая тоска взяла… Все есть, все под рукой. А как будто чего-то не хватает. Все-таки есть в этих деревенских домах какая-то загадочная романтика, которая успокаивает душу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Дешёвые авиабилеты

Дешевые туры